понедельник, 18 марта 2013 г.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РАССМОТРЕЛО 18 ВОПРОСОВ ПОВЕСТКИ ДНЯ

12 марта 2013 года состоялось 7-ое заседание Народного Собрания Гагаузии пятого созыва, в работе которого приняли участие 34 народных избранника, Башкан Гагаузии, члены Исполкома и другие приглашенные лица.
По предложению Дмитрия Константинова, Председателя Народного Собрания Гагаузии, депутаты утвердили повестку дня и приступили к ее рассмотрению.


Законотворческая деятельность

Заместитель Председателя Народного Собрания Гагаузии Александр Тарнавский представил депутатскому корпусу проект Закона АТО Гагаузия «О публичных финансах», который был рассмотрен и принят в первом чтении.
Выступая перед аудиторией, вице-спикер гагаузского парламента отметил, что комиссия по бюджету, экономике и финансам получила положительные заключения от всех профильных государственных структур. Некоторые разногласия возникли с Исполкомом Гагаузии, который не согласен с п.3 ст.29 законопроекта, предусматривающий, что для финансирования непредвиденных текущих расходов в составе центрального бюджета может предусматриваться резервный фонд, который распределяется в равных долях между Народным Собранием и Исполнительным Комитетом Гагаузии.
Однако это, и некоторые другие замечания Исполкома, будут дополнительно обсуждаться при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Необходимость принятия данного закона продиктована тем, что действующий закон «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве», за прошедшие 12 лет после его принятия, морально устарел. Более того, многие его положения противоречат Закону РМ «О местных публичных финансах», в том числе и основным положениям, связанным с порядком формирования доходов и осуществлением расходов местных бюджетов. Значительные изменения за прошедший период претерпел и Налоговый Кодекс РМ, что также требует актуализации.
После короткого обсуждения, законопроект был принят в первом чтении.
Постоянной комиссии по бюджету, финансам и экономике поручено доработать законопроект с учетом поступивших предложений и замечаний, и представить его на рассмотрение депутатского корпуса во втором чтении.
Александр Тарнавский также представил на рассмотрение своих коллег законодательную инициативу Народного Собрания в Парламент РМ о внесении дополнений в некоторые законодательные акты РМ.
Народное Собрание предлагает внести некоторые изменения в Законы РМ «О местных публичных финансах» и «О дорожном фонде».
Необходимость принятия предлагаемого законопроекта продиктована тем, что сбор за пользование автомобильными дорогами, 50% от которого поступает из территорий в государственный бюджет РМ, в том числе и от АТО Гагаузия, составляет всего лишь 4,7% в качестве источника дорожного фонда страны. В случае если дополнительные 50% от сбора за автомобильные дороги будут оставаться в территориях, это не будет отрицательно сказываться на формировании дорожного фонда госбюджета РМ, средства которого направляются в первую очередь для финансирования национальных дорог.
В то же время, дополнительные средства, которые останутся в местных бюджетах, можно будет направить на содержание местных дорог – районных, муниципальных, городских и сельских, которые из-за отсутствия достаточного финансирования, находятся в крайне не удовлетворительном состоянии.
Депутаты НСГ единогласно поддержали данную законодательную инициативу и приняли соответствующее постановление.

О критической ситуации в Вулканештской
районной больнице

Депутаты гагаузского парламента подробно обсудили критическую ситуацию, сложившуюся в Вулканештской районной больнице. Они заслушали информацию Николая Стоянова, заместителя Председателя Исполкома Гагаузии, о финансовом состоянии Публичного медико-санитарного учреждения районной больницы г.Вулканешты.
В соответствии с предоставленной информацией и действующим законодательством, расходы на заработную плату персонала больницы не должны превышать 55% от общего объема финансирования.
Вместе с тем, на протяжении последних 5 лет, фактические расходы на заработную плату составляли от 71% до 98% от общего объема финансирования. Однако руководством больницы и вышестоящими органами власти не предпринимались меры по приведению количества единиц в штатном расписании в соответствие с нормами законодательства.
В результате кредиторская задолженность возрастала из года в год.
При переходе с 2004г. медицинских учреждений страны на обслуживание в соответствии с нормами обязательного медицинского страхования, стала ощущаться нехватка финансовых средств, так как финансирование осуществляется в зависимости от количества проживающего населения на обслуживаемой территории.
Руководством больницы и вышестоящими органами власти не проводилась работа по привлечению населения близлежащих сёл, ранее входивших в состав Вулканештского района, для медицинского обслуживания в Вулканештской райбольнице, что позволило бы ей улучшить финансовое состояние.
На момент разделения Вулканештской районной больницы на два самостоятельных учреждения (ПМСУ районная больница и ЦСВ Вулканештского района) с 1 января 2008г., кредиторская задолженность в размере 1823,323 тыс. леев перешла районной больнице, хотя необходимо было рассмотреть возможность пропорционального разделения финансового долга между двумя вновь образованными учреждениями.
Кроме того, руководство больницы не предприняло необходимые меры по своевременной оптимизации занимаемых помещений, что позволило бы сократить расходы на коммунальные услуги.
В результате кредиторская задолженность ПМСУ Вулканештская районная больница по состоянию на 20, 01.2013г. составила 3918,388 тыс. леев, из которых задолженность по заработной плате составляет 1860,484 леев.
Только после создавшейся критической ситуации, в феврале 2013г. была проведена частичная оптимизация расходов по заработной плате.
Однако, для полного обеспечения финансового покрытия, руководством больницы не был уменьшен коэффициент надбавок и доплат административному и медицинскому персоналу, который установлен по максимальной шкале.
В обсуждении данного вопроса активно участвовали руководители законодательного органа Д.Константинов, Д. Карасени, А.Тарнавский, а также депутаты: В. Петриогло, Г.Лейчу, Р.Тютин, П. Гроссу, И.Узун, И.Каража, И.Бургуджи, А.Топал, Ф.Яниогло, В.Гайдаржи, И.Арнаут, И.Топал.
В частности, спикер гагаузского парламента Д.Константинов указал на неудовлетворительную работу Исполкома Гагаузии, несвоевременное принятие адекватных мер по стабилизации финансового положения Вулканештской больницы.
Д.Карасени, вице-спикер законодательного органа автономии, высказал ряд претензий в адрес Главного управления здравоохранения и социальной защиты населения, а также Н.Стоянову, курирующему отрасль в Исполкоме Гагаузии
Заместитель Председателя НСГ А.Тарнавский предложил разделить кредиторскую задолженность Вулканештской больницы между всеми органами власти (Исполком, Народное Собрание, Управление здравоохранения, Вулканештская райадминистрация, примэрии сёл Вулканештского района) и разработать план поэтапного погашения задолженности.
Депутат Иван Каража упрекнул Башкана Гагаузии, который присвоил бывшему начальнику Главного управления здравоохранения и социальной защиты населения С.Узун звание заслуженного работника здравоохранения Гагаузии.
Депутаты: Виктор Петриогло и Пантелей Гроссу предложили обратиться в правоохранительные органы с требованием расследовать финансово-хозяйственную деятельность Вулканештской больницы.
Депутат Роман Тютин заявил, что одна из главных причин в сложившейся ситуации, это отсутствие конструктивного взамодействия между Башканом Гагаузии и руководством района.
Депутат Илья Узун предложил разработать необходимые нормативные акты, на основании которых можно будет назначать руководителей медицинских учреждений в Гагаузии, а не в Кишиневе, как это происходит в настоящее время.
Депутат Иван Бургуджи потребовал признать работу менеджера больницы, управления здравоохранения и заместителя Председателя Исполкома Гагаузии Н. Стоянова неудовлетворительной.
Депутат Иван Арнаут предложил направить средства из Резервного фонда Народного Собрания, предусмотренные с. Этулия для частичного погашения задолженности Вулканештской больницы. Он призвал своих коллег – депутатов от Вулканештского района поступить аналогичным образом.
Депутат Иван Топал призвал Башкана Гагаузии поднять данный вопрос на заседании Правительства РМ и изыскать возможность оказания помощи Вулканештской больнице на правительственном уровне.
Депутат Георгий Лейчу заявил, что одна из причин – это отсутствие должного контроля как со стороны Исполкома Гагаузии, так и со стороны центральных органов власти страны. Он считает, что погашение части задолженности Гагаузия должна взять на себя, а часть долгов должно погасить правительство страны.
Депутат Федор Яниогло предложил открыть на базе Вулканештской больницы Дом пожилых людей и передать ему часть помещений.
Он обратил внимание своих коллег на тяжелое состояние многих пожилых людей автономии и предложил принять специальный закон, защищающий эту категорию людей.
Итогом обсуждения этого болезненного вопроса, стало принятие постановления, в соответствии с которым Исполкому Гагаузии, Вулканештской райадминистрации и руководству больницы поручено привести размеры надбавок административного и медицинского персонала в соответствие с загруженностью каждого специалиста; провести оптимизацию административного и медицинского персонала; направить финансовые средства от платных услуг на погашение дефицита бюджета учреждения.
Также решено разработать нормативный акт о передаче учреждений здравоохранения одному учредителю – Исполкому Гагаузии; разработать механизм погашения исторической задолженности Вулканештской больницы; ходатайствовать перед поставщиками коммунальных услуг о возможности реэшелонирования задолженности, образовавшейся за услуги в отопительный сезон; обратиться в Министерство здравоохранения РМ с ходатайством о пересмотре методологии расчета норматива медицинского персонала для районных больниц; обратиться в Правительство РМ и Национальную кассу медицинского страхования с просьбой о принятии мер по улучшению финансового положения Вулканештской больницы; рекомендовать примэрии г. Вулканешты рассмотреть возможность снижения тарифов на услуги, предоставляемых Вулканештской больнице муниципальным предприятием «Апэ-канал»; направить акты проверок расходования средств в Вулканештской больнице в правоохранительные органы.
Кроме того, в целях выделения Вулканештской больнице финансовой помощи в размере 500 тыс. леев из остатков бюджета Вулканештского района, Народное Собрание поручило Исполкому Гагаузии подготовить законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон АТО Гагаузия «О бюдженте на 2013 год».

Об изменении Конституции Республики Молдова
и Уложения Гагаузии

Демьян Карасени, первый заместитель Председателя Народного Собрания Гагаузии, представил для рассмотрения законодательным органом автономии вопрос «О создании специальной комиссии по разработке проектов Законов «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова» и «О внесении изменений и дополнений в Уложение Гагаузии (Гагауз Ери)».
Необходимость усовершенствования Конституции страны и Уложения Гагаузии обсуждается в органах власти автономии на протяжении последних нескольких лет. В связи с этим гагаузский парламент рассмотрел этот вопрос и принял постановление, в соответствии с которым была создана специальная депутатская комиссия во главе с Д. Константиновым, Председателем Народного Собрания Гагаузии. В состав комиссии вошли: Д. Карасени, заместитель председателя комиссии, а так же члены комиссии И. Бургуджи, Г. Кадын, И. Топал, Ф. Гагауз, Г. Лейчу, З. Митул, В. Петриогло, С. Сариогло, А Топал, Р. Тютин, И. Федоров и С. Чимпоеш.
Народное Собрание поручило данной комиссии разработать проекты Законов «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова» и «О внесении изменений и дополнений в Уложение Гагаузии (Гагауз Ери)».

О структуре Исполкома Гагаузии

Докладчиком по данному вопросу повестки дня выступил Демьян Карасени, первый заместитель Председателя Народного Собрания Гагаузии.
28 декабря 2012 года М. Формузал, Башкан Гагаузии, предложил Народному Собранию для рассмотрения и утверждения персональный состав Исполнительного Комитета Гагаузии. Однако, согласно закону, законодательный орган Гагаузии может рассматривать и утверждать персональный состав Исполкома только после утверждения структуры Исполкома, предложенной Главой Гагаузии.
Не смотря на неоднократные обращения руководства Народного Собрания к Главе Гагаузии о необходимости представления гагаузскому парламенту структуры Исполнительного Комитета Гагаузии для рассмотрения и утверждения, Башкан по непонятным причинам не реагировал на законные требования руководства НСГ.
Поэтому Народное Собрание Гагаузии, исходя из анализа состава Исполкома Гагаузии, предложенного Главой автономии, само разработало структуру Исполкома Гагаузии и предложило обсудить ее на сессии.
В процессе обсуждения структуры Исполкома Гагаузии, М. Формузал согласился с обсуждаемой структурой, предложив образовать новое Управление по внешнеэкономическим связям и работе с органами местной публичной власти. С учетом этого, Башкан Гагаузии М. Формузал согласился обсуждаемую депутатами структуру Исполкома Гагаузии считать представленной им согласно требованиям ст.68 и ст.72 Уложения Гагаузии и ст. 4 Закона АТО Гагаузия «Об Исполнительном Комитете Гагаузии».
В результате продолжительного обсуждения этого вопроса, депутаты решили утвердить только структуру Исполкома, а его персональный состав будет рассматриваться на очередном пленарном заседании.
В дебатах приняли участие депутаты: Д.Константинов, И.Бургуджи, Р.Тютин, И.Топал, А.Тарнавский, Ф.Гагауз, Г.Лейчу, И.Каража, Г.Морар, И.Узун, которые высказали ряд существенных замечаний по представленной структуре, и по предложению депутата Г.Морар было найдено компромиссное решение.
В соответствии с принятым постановлением в новой структуре Исполнительного комитета утверждено три заместителя Председателя Исполкома (как и было ранее) и одно новое управление – по внешнеэкономическим связям и работе с органами местной публичной власти.
Кроме этого, в соответствии с требованиями Уложения Гагаузии, в структуре Исполкома, из названий Управлений исключено слово «Главное».

Об импичменте Башкана Гагаузии

Рассматривая вопрос о неправомерном назначении полковника С.Суходол на должность и.о. начальника Главного управления внутренних дел Гагаузии, И.Бургуджи, председатель комиссии по правам человека, законности и правопорядку, выступил с серьёзными обвинениями в адрес Башкана Гагаузии М.Формузал.
Г-н И.Бургуджи заявил, что Башкан Гагаузии нарушил торжественно данную им присягу, чем нанес непоправимый вред публичным интересам и имиджу Гагаузии, подорвав веру народа Гагаузии во власть. Глава Гагаузии М.Формузал не только не выполнил свои предвыборные обещания об открытии новых рабочих мест, но и своими деструктивными и преступными действиями расколол гагаузское общество, пытаясь, возвести лицемерие, подлость, нравственную всеядность, низость, пренебрежение законами и моралью в ранг жизненной нормы Гагаузии.
Далее депутат И. Бургуджи обвинил Башкана в многочисленных нарушениях законов Гагаузии и страны, публичном оскорблении депутатского корпуса, превышении властных полномочий, злоупотреблении служебным положением, представив своим коллегам конкретные факты.
В конце своего выступления И.Бургуджи заявил о том, что глава Гагаузии М.Формузал должен быть подвержен импичменту за свои антиконституционные действия и совершённые им преступления, выразившиеся в умышленном и преднамеренном нарушении законов, ведущих к ликвидации полномочий Гагаузии, в злоупотреблении вверенными ему бюджетными средствами и поступившей гуманитарной помощью, официальной властью, в превышении своих полномочий, должностных обязанностей, в посягательстве на законодательные прерогативы депутатов НСГ и их оскорбление.
Далее депутат И. Бургуджи потребовал зафиксировать свое Заявление в протоколе заседания НСГ, с тем, чтобы начать процедуру инициирования импичмента в отношении Башкана Гагаузии господина Формузал Михаила Макаровича.
Он попросил депутатов высказаться по этому поводу.
В ходе обсуждения данного вопроса депутаты Ф. Гагауз, П. Чавдарь, В. Петриогло в резкой форме осудили заявление депутата И.Бургуджи.
Депутаты: Д.Константинов, Д.Карасени, И.Топал, А.Топал, Г.Лейчу, И.Узун и некоторые другие в целом согласились с прозвучавшими обвинениями в адрес Башкана и предложили создать специальную комиссию для изучения фактов, представленных депутатом И.Бургуджи с тем, чтобы заслушать выводы этой комиссии на одном из ближайших заседаниях гагаузского парламента.
Решением Народного Собрания в состав данной комиссии вошли те же депутаты, которые вошли в состав комиссии по подготовке проекта законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию РМ и Уложение Гагаузии (кроме депутата Ф.Гагауз).

Финансовые вопросы

* Рассмотрев ходатайство председателя Вулканештского района С.Чернева о передаче финансирования штатных единиц, Народное Собрание поручило Главному управлению финансов Гагаузии перераспределить утверждённые в Законе АТО Гагаузия «О бюджете на 2013 год » ассигнование на содержание 8-ми штатных единиц аппаратов Главных управлений Гагаузии, между центральным бюджетом Гагаузии и Вулканештским районным бюджетом.
Председателю Вулканештского района С.Черневу поручено провести комплекс мероприятий, связанных с доведением предельной численности штатного расписания аппарата председателя и структурных подразделений Вулканештского района на 2013г. до 27,5 штатных единиц (сокращение на 6,25 единиц от существующего уровня).
* Народное Собрание Гагаузии постановило выделить из Фонда возмещения центрального бюджета Гагаузии примэрии муниципия Комрат финансовые средства в сумме 231,504 тыс. леев для расчёта по контрибуции, в рамках проекта, реализованного Экологическим фондом Молдовы в мун.Комрат по замене 4-х глубинных насосов на Чок-Майданском водозаборе.
* Народное Собрание приняло решение о выделении денежных средств из Резервного фонда Президиума НСГ в сумме 5000 и 13000 леев соответственно, для оказания финансовой помощи Ассоциации ветеранов войны в Афганистане и Совету ветеранов войны и труда Гагаузии.
*   Народное Собрание дало согласие на предоставление СПК «Енийжа» с.Конгаз льготного режима налогообложения сроком на 5 лет, в соответствии с постановлением Исполкома Гагаузии для внедрения инвестиционного проекта по расширению и модернизации производства сельскохозяйственных культур и посадки многолетних насаждений.
* Народное Собрание приняло постановление «О выделении финансовых средств для поддержки спортивных клубов автономии», в соответствии с которыми были распределены финансовые средства в центральном бюджете АТО Гагаузия для поддержки спортивных клубов в сумме: - 200тыс. леев футбольному клубу «Гагаузия»; - 200 тыс. леев футбольному клубу «Маяк»; - 200 тыс. леев футбольному клубу «Саксан»; - 200 тыс. леев волейбольному клубу «Сперанца»; - 100 тыс. леев баскетбольному клубу «Чадыр-Баскет».      

Короткой строкой

* Народное Собрание Гагаузии приняло решение об изменении названий некоторых постоянных комиссий, в соответствии в которым они в дальнейшем будут называться следующим образом:
а) по экономической политике, привлечению инвестиций, бюджету, финансам и региональному развитию;
б) по науке, образованию, культуре, языку и культам;
в) по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ;
г) по регламенту, назначениям, иммунитету и депутатской этике;
д) по вопросам сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, природным ресурсам и экологии;
е) по здравоохранению, социальной защите населения, вопросам детства, семьи и труду;
* Народное Собрание приняло постановление «О дополнении персонального состава постоянной комиссии по правам человека, законности и правопорядку».
В состав данной комиссии дополнительно вошли депутаты: З.Митул, С.Сариогло, Р.Тютин, И.Фёдоров, А.Топал.
*  Народное Собрание приняло постановление «О внесении изменений в Постановление НСГ «Об утверждении Положения и описания нагрудного знака депутата Народного Собрания Гагаузии».
*   Народное Собрание приняло постановление «О представителе АТО Гагаузия в АО «Вулканешты-Петрол», в соответствии с которым отменён приказ №1 от 20.04.2012г. «О представителях государства в акционерных обществах», утверждённого Постановлением НСГ №71 – IX/II от 14.07.2000г.
Народное Собрание обратилось в АО «Вулканешты-Петрол» с требованием отменить все решения органов управления акционерного общества, принятые с учётом решающего голоса г-жи Л.Н.Златовой, назначенной представителем АТО Гагаузия в данном хозяйствующем обществе с нарушениями действующего законодательства.
Исполкому Гагаузии поручено в 7-мидневный срок, представить кандидатуру АТО Гагаузия в АО «Вуоканешты-Петрол» в постоянную комиссию НСГ по промышленности, строительству, транспорту, связи и сфере обслуживания для согласования с последующим утверждением Народным Собранием Гагаузии.
* Народное Собрание своим постановлением утвердило Отзыв на предварительное уведомление Главе Гагаузии на отмену некоторых положений Закона АТО Гагаузия «О Регламенте Народного Собрания Гагаузии».
* Народное Собрание приняло Постановление «Об ответе на обращение председателя Апелляционной палаты Комрат г-на Г.П.Ульяновски о подтверждении исполнения Народным Собранием Гагаузии решения Административного суда Апелляционной палаты Комрат от 07.11.2011г.».

В конце пленарного заседания депутаты заслушали информацию Главы Гагаузии о деятельности органов публичного управления и Исполкома Гагаузии, а также о социально-экономическом и политическом положении в Гагаузии в соответствии с требованиями п.13 ст.68 Уложения Гагаузии.
В ходе обсуждения информации Башкана, опубликованной на официальном сайте Исполкома Гагаузии, депутаты приняли решение прервать ее обсуждение, с тем, чтобы закончить рассмотрение данного вопроса на специальном заседании Народного Собрания Гагаузии.